ПРОГРАММА подготовки преподавателей – организаторов предмета ОБЖ общеобразовательных учреждений
ПРОГРАММА
подготовки преподавателей – организаторов предмета ОБЖ общеобразовательных учреждений
г. Белгород
I. Общие положения
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Типовой учебной программы для повышения квалификации преподавателей – организаторов курса ОБЖ в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, утвержденной заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий Г.Н. Кирилловым от 6.03.2001г., согласованной заместителем Министра образования Российской Федерации А.М. Кондаковым от 6.03.2001г.
В программе определены наименования тем, их содержание, расчёт часов на теоретическую и практическую подготовку, а также требования к уровню знаний, умений и навыков.
II. Организация подготовки
2.1. Повышение квалификации преподавателей-организаторов предмета ОБЖ организуется на основании Федеральных законов от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003г. № 794 « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования, утверждённого руководителем Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 7 сентября 2005г.
2.2. Настоящая программа предназначена для повышения квалификации преподавателей – организаторов предмета ОБЖ общеобразовательных школ в Учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгородской области (далее – УМЦ).
2.3. Программа предусматривает изучение вопросов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий ЧС, ее законодательной и нормативно-правовой базы, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах и имеет целью подготовить слушателей к практическому выполнению своих функциональных обязанностей по обучению учащихся общеобразовательных учреждений.
2.4. Обучение преподавателей – организаторов предмета ОБЖ проводится по Программе, рассчитанной на 36 учебных часов, из них 20 часов отводится под лекционные занятия, 11 – семинары, 5 – практических занятия, 2 из которых предусмотрены на сдачу зачётов слушателями по пройденному курсу обучения.
2.5. Начальнику УМЦ разрешается в пределах 20% вносить изменения и дополнения в тематику с учётом изменения обстановки и решаемых задач без сокращения количества часов, отводимых на переподготовку.
2.6. К преподаванию в УМЦ для проведения практических занятий привлекаются подготовленные к этому виду работ работники спасательной службы и другие лица, имеющие специальную подготовку.
2.7. Теоретическое обучение должно предшествовать практическим занятиям и проводиться в форме лекций с использованием наглядных пособий: плакатов, деталей спасательного оборудования.
2.8. Теоретические и практические занятия заканчиваются сдачей зачёта.
Экзаменационная комиссия в составе 3-4 человек создаётся приказом начальника Главного управления МЧС России по Белгородской области. Результаты работы экзаменационной комиссии оформляются протоколом.
2.9. Слушателям, успешно освоившим Программу и сдавшим зачёт, выдаются удостоверения установленного образца.
III. Знания и умения
3.1. Преподаватель - организатор предмета ОБЖ должен знать:
- требования руководящих и нормативно-правовых актов Российской Федерации, подзаконных актов Белгородской области по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС), руководящих и нормативных документов МЧС России по организации и поддержанию в готовности органов управления, сил и средств областной подсистемы РСЧС;
- виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения, основанные характеристики их последствия на территории Белгородской области;
- структуру, содержание и методику разработки планирующих документов по предупреждению и действиям в ЧС мирного и военного времени;
- принципы и порядок ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на объектах экономики;
- организацию защиты и проведение спасательных и необходимых работ при ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени;
- задачи, формы и методы обучения населения в области защиты от ЧС, ведение пропаганды вопросов ГО и ЧС, действий населения в ЧС;
- структуру, цели, задачи и виды деятельности детско-юношеского движения «Школа безопасности», ведение пропаганды вовлечения учащихся общеобразовательных учреждений в ДЮД;
- правила пожарной безопасности.
3.2. Преподаватель - организатор предмета ОБЖ должен уметь:
- качественно, на высоком методическом уровне проводить учебные занятия с учащимися;
- обеспечивать глубокое усвоение учащимися учебного материала, прививать им необходимые практические навыки;
- умело вести разъяснительно-пропагандистскую работу среди учащихся по вопросам действий в ЧС, вовлечение их в ДЮД «Школа безопасности»;
- работать с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
- оценивать инженерную, химическую, радиационную и пожарную обстановку в зоне ЧС;
- организовывать проведение спасательных и неотложных работ;
- обеспечивать пожарную безопасность в учреждениях;
- проводить тренировки по эвакуации.
IV. Расчёт учебного времени, наименование тем и содержание занятий
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
Из них | ||
Лекции |
Семинары |
Практические занятия | |||
1. |
Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Законодательная и нормативная правовая база РСЧС, ОПБ и безопасности людей на водных объектах. |
3 |
2 |
1 |
|
2. |
Организация обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях. |
1 |
|
|
1 |
3. |
Человек и среда обитания. |
3 |
3 |
|
|
4. |
Классификация ЧС. |
4 |
2 |
2 |
|
5. |
Прогнозирование и предупреждение ЧС. Мероприятия по защите от ЧС. |
4 |
2 |
2 |
|
6. |
Ликвидация последствий ЧС. |
2 |
2 |
|
|
7. |
Организация гражданской обороны. Законодательная и нормативная правовая база ГО. |
4 |
2 |
2 |
|
8. |
Современные средства поражения. |
2 |
2 |
|
|
9. |
Мероприятия по защите населения от современных средств поражения. |
4 |
2 |
1 |
1 |
10. |
Защитные сооружения ГО и средства индивидуальной защиты. |
5 |
1 |
2 |
2 |
11. |
Организация ГО общеобразовательного учреждения.
|
4 |
2 |
1 |
1 |
Всего:
|
36 |
20 |
11 |
5 |
V. Содержание программы
Тема № 1. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Законодательная и нормативная правовая база РСЧС. (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
Лекция – 2 часа. Организация, структура РСЧС. Основные задачи РСЧС в проведении единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей от ЧС.
Обязательное обучение граждан РФ действиям в ЧС – условие подготовки их к умелой и эффективной защите от ЧС. Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.
Рекомендации по структуре и содержанию Плана действий общеобразовательного учреждения.
Семинар – 2 часа. Основные требования законодательных и нормативных актов по предупреждению ЧС природного и техногенного характера и повышению устойчивости функционирования объектов экономики (ОЭ) и территорий. Федеральные законы, ведомственные нормативные документы. Основы государственной политики по обеспечению безопасности в промышленности. Показатели безопасности и риска. Основные требования к безопасности ОЭ. Требования нормативно-технических документов по предупреждению производственных аварий и катастроф.
Тема №2. Организация Обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях. (практическое занятие – 1 час.)
Практическое занятие - 1 час. Планирование и организация тренировок с учащимися образовательных учреждений по пожарной безопасности. Организация и порядок эвакуации учащихся при возникновении очагов возгорания в образовательном учреждении. Организация управления и контроля за ходом эвакуации в образовательном учреждении.
Тема № 3. Человек и среда обитания. (лекция -3 часа)
Лекция – 1 час. Понятие об экологии. Современные масштабы воздействия человека на природную среду и актуальность ее проблемы. Окружающая среда и научно-технический прогресс (НТП). Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.
Психофизиологические основы работоспособности человека. Классификация основных форм деятельности человека. Опасные и вредные факторы в системе «человек – среда обитания». Классификация вредных и опасных факторов: физических, химических, биологических, психофизиологических.
Лекция – 1 час. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы, аэрозольное загрязнение, загрязнение окружающей среды транспортом. ПДК вредных загрязнителей. Действие токсических загрязнителей атмосферы на растения, человека, животных. Окислительная деградация и детоксикация атмосферных загрязнителей растениями. Загрязнение гидросферы и почвы. Химическое загрязнение природных вод. Защита водной среды от загрязнения, очистка сточных вод, методы очистки сточных вод. Пестициды как загрязняющий фактор. Экологические последствия применения пестицидов и гербицидов.
Источники и уровни воздействия вредных и опасных факторов производственной среды. Механические и акустические колебания. Вибрация и
шум, единицы измерения, действие на человека. Методы борьбы с вибрациями и шумами. Электрический ток. Воздействие электрического тока на человека. Синергизм вредных веществ и физических факторов.
Лекция – 1 час. Виды и формы международного сотрудничества в области охраны природы. Вопросы охраны окружающей природной среды, находящиеся под контролем специализированных учреждений ООН: ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Международная сеть фонового мониторинга всемирной метеорологической организации. Глобальная система мониторинга окружающей среды комитета ООН по окружающей среде ЮНЕП.
Тема № 4. Классификация ЧС. (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
Лекция – 1 час. ЧС техногенного происхождения. Классификация. Радиационно опасные объекты (РОО). Основные опасности при авариях на РОО. Классификация, этапы развития аварий на радиционно опасных объектах. Наиболее опасные радионуклиды, зонирование территорий вокруг РОО на этапах развития аварий.
Химические опасное объекты (ХОО). Основные опасности при авариях на ХОО. Классификация, этапы развития аварий на химически опасных объектах. Основные способы хранения и транспортировки ОХВ, их характеристики. Развитие аварий и их последствия при различных способах хранения ОХВ на ХОО. Зона химического заражения ОХВ, очаги химического поражения.
Взрыво- и пожароопасные объекты. Основные опасности при авариях на взрыво- и пожароопасных объектах. Классификация, этапы развития аварий на взрыво- и пожароопасные объекты. Общие сведения о процессах горения, детонации и взрыва. Классификация пожаров. Основные параметры пожаров. Взрывчатые вещества, их классификация и характеристики. Профилактика возникновения пожаров и взрывов.
Лекция – 1 час. ЧС природного происхождения и их классификация. Современные представления и основные понятия об экосистемах. Стихийные бедствия в литосфере, гидросфере и атмосфере. Опасные инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.
Семинар – 2 часа. Причины аварий и катастроф на объектах экономики. Предупреждение возникновения аварий на РОО. Профилактика возникновения аварий ан ХОО. Классификация и токсикологические характеристики отравляющих веществ. Зоны заражения и очаги поражения. Принципы прекращения горения и их реализация при тушении пожаров. Огнетушащие вещества. Способы тушения пожаров. Стихийные бедствия, характерные для территорий страны, их возникновение, протекание, последствия, прогнозирование.
Тема № 5. Прогнозирование и предупреждение ЧС. Мероприятия по защите от ЧС. (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа.)
Лекция – 2 часа. Прогнозирование и оценка последствий при чрезвычайных ситуациях. Прогнозирование техногенных опасностей мирного и военного времени.
Предупреждение аварий, катастроф в техносфере, как основы безопасного и устойчивого развития общества. Правовые основы и методы обеспечения безопасности в техносфере. Оценка состояния безопасности территорий и содержание работы территориальных органов исполнительной власти по предупреждению ЧС.
Семинар – 2 часа. Система государственного мониторинга природных чрезвычайных ситуаций. Основные задачи деятельности ЦУКС МЧС России по мониторингу и прогнозированию ЧС.
Меры, принимаемые по защите от чрезвычайных ситуаций. Оповещение об угрозе и возникновении ЧС. Рекомендации по действиям при угрозе и возникновении ЧС.
Тема № 6. Ликвидация последствий ЧС.(лекция – 2 часа)
Лекция – 2 часа. Силы и средства ликвидации ЧС.
Ликвидация последствий ЧС природного характера (землетрясений, вулканических извержений, последствий опасных явлений во внутренних водоемах, морских гидрологических опасных явлений, стихийных явлений в атмосфере).
Ликвидация последствий опасных инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных и поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.
Спасательные и другие работы на объектах экономики, жилом секторе и в очагах поражения. Проведение спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ. Проведение работ в очагах поражения. Специальная обработка.
Основы управления при проведении работ по ликвидации последствий ЧС. Определение сил и средств для ликвидации последствий ЧС. Организация защиты личного состава нештатных аварийно- спасательных формирований при проведении работ по ликвидации последствий ЧС. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС.
Тема № 7. Организация гражданской обороны. Законодательная и нормативная правовая база ГО. (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа)
Лекция – 2 часа. Гражданская оборона – как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные понятия и определения.
Семинар – 2 часа.
Основные задачи ГО в проведении единой государственной политики в области защиты жизни и здоровья людей в ЧС военного времени. Нормативная правовая база гражданской обороны.
Тема №8. Современные средства поражения. (лекция 2 часа)
Лекция – 2 часа. Современные средства поражения, поражающие факторы ядерного, химического, биологического, лучевого, инфразвукового, геофизи-ческого и другого оружия массового поражения.
Тема № 9. Мероприятия по защите населения от современных средств поражения. (лекция – 2 часа, семинар – 1 час, практическое занятие – 1 час.)
Лекция – 2 часа. Мероприятия по защите населения от ядерного, химического, биологического, лучевого, инфразвукового, геофизического оружия, зажигательных, фугасных, осколочных, шариковых, кумулятивных, бронебойных и иных боеприпасов.
Семинар – 1 час. Действие населения по сигналам оповещения ГО. Эвакуация населения из прогнозируемых зон поражения и порядок размещения эвакуируемых в безопасные районы, их первоочередное жизнеобеспечение.
Практическое занятие - 1 час. Организация эвакуируемых в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах безопасного размещения. Организация управления и связи в ходе эвакуации.
Тема № 10. Защитные сооружения ГО и средства индивидуальной защиты. (лекция – 1 час, семинар-2 часа, практическое занятие – 2 часа)
Лекция – 1 час. Защитные сооружения ГО, средства индивидуальной защиты, их технические характеристики.
Семинар - 2 часа. Способы применения средств индивидуальной защиты.
Практическое занятие – 2 часа. Ознакомление с защитными сооружениями ГО, порядок их использования.
Тема № 11. Организация ГО общеобразовательного учреждения. (лекция – 2 часа, семинар -1 час, практическое занятие – 1 час.)
Лекция – 2 часа. План гражданской обороны образовательного учреждения. Рекомендации по структуре и содержанию плана ГО общеобразовательного учреждения. Обязанности обучаемых.
Семинар – 1 час. Основные мероприятия плана гражданской обороны образовательного учреждения. Приложение к плану ГО общеобразовательного учреждения.
Практическое занятие – 1 час. Нештатные аварийно-спасательные формирования, создаваемые в общеобразовательных учреждениях, и задачи ими решаемые.