Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны

Методические указания по созданию гражданских

организаций гражданской обороны

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны».

1. Гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, создаваемые по территориально – производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно – правовой формы (далее именуются – организации), не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные дня защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Гражданские организации гражданской обороны (далее именуются – формирования) создаются организациями, имеющими и эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время.

3. К организациям, создающим формирования, относятся организации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

а) наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории опасных производственных объектов;

б) отнесение организаций, в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;

в) подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;

г) размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления.

4. Формирования создаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.

5. Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам гражданской обороны организаций, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Формирования применяются в соответствии со своим предназначением и сроками готовности.

6. Формирования подразделяются:

· по подчиненности – на территориальные и объектовые;

· по предназначению – на формирования общего назначения и формирования служб гражданской обороны.

7. Территориальные формирования создаются на базе организаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях, а также на базе организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, по согласованию с этими органами. Они применяются для выполнения мероприятий гражданской обороны в интересах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, наращивания группировки сил гражданской обороны при проведении аварийно – спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны.

8. Объектовые формирования создаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, в тех организациях, на базе которых они созданы.

Объектовые формирования подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны организаций. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены данные организации, объектовые формирования могут привлекаться для ведения аварийно- спасательных работ и в других организациях.

9. Формирования общего назначения предназначаются для выполнения аварийно-спаса­тель­ных и других неотложных работ в очагах массового поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления. К формированиям общего назначения относятся: сводные команды (группы), сводные команды (группы) механизации работ, спасательные команды (группы).

10. Формирования служб гражданской обороны создаются службами гражданской обороны и предназначены для выполнения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий, а также самостоятельного выполнения задач гражданской обороны.

ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

11. Сводная команда (группа) является основным формированием общего назначения и предназначается для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

12. Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

13. Спасательная команда (группа) предназначается для ведения аварийно-спасательных работ.

ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

14. К формированиям служб гражданской обороны относятся:

• разведывательные команды, группы и звенья – для ведения разведки и очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения н в местах размещения формирований м населения;

• посты радиационного н химического наблюдения – для наблюдения за радиационной, химической и бактериологической обстановкой;

• команды, группы и звенья связи – для обеспечения связью начальников гражданской обороны, органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;

• медицинские отряды, бригады, дружины и санитарные посты – для ведения медицинской, санитарно-эпидемической и биологической разведки, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигие­ниче­ских мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;

• противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья – для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;

• инженерные команды, группы – для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;

• аварийно-технические команды, группы – для ведения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;

• команды, группы, станции радиационной, химической и биологической защиты, обеззараживания и специальной обработки – для ликвидации последствий радиоактивного загрязнения и химического заражения, обеспечения действий формирований на маршрутах выдвижения и в очагах поражения, эвакуации населения, проведения санитарной об- работки личного состава формирований и населения, обеззараживания территории и сооружений, наблюдения за радиационной и химической обстановкой, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов химического заражения;

• автомобильные и автотранспортные колонны – для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;

• команды и группы охраны общественного порядка – для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);

• подразделения общественного питания (подвижные пункты питания) – для обеспечении горячим питанием личною состава формирований в районах размещения и при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также пораженного населения;

• подразделения торговли продовольственными товарами (подвижные пункты продовольственного снабжения) – для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;

• подразделения торговли промышленными товарами (подвижные пункты вещевого снабжения) – для обеспечения санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;

• подвижные автозаправочные станции – для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;

• группы, звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов – для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой;

• подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы – для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;

• бригады, команды по защите сельскохозяйственных животных – для ведения ветеринарной разведки, ветеринарной обработки пораженных животных, зашиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;

• команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных растений – для ведения фитопатологической и энтомологической разведки, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства.

В зависимости от местных условий и при наличии базы, по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на соответствующих территориях, по согласованию с организациями, могут создаваться формирования других служб.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ

15. К территориальным формированиям относятся формирования общего назначения (сводные команды и группы, спасательные команды и группы, сводные команды и группы механизации работ), а также формирования служб гражданской обороны (медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований служб, создаваемые в зависимости от местных условий).

16. Базой для создания территориальных формирований общего назначения, как правило, являются организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Базой для создания территориальных формирований служб гражданской обороны являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.

ОБЪЕКТОВЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ

17. Объектовые формирования состоят из формирований общего назначения и формирований служб гражданской обороны, создаваемых в организациях.

18. Основными формированиями, создаваемыми промышленными организациями являются формирования общего назначения: сводные команды (группы) и спасательные команды (группы), а остальными организациями – спасательные команды (группы).

Кроме формирований общего назначения в организациях создаются следующие формирования служб гражданской обороны:

• разведывательные (группы, звенья, посты радиационного и химического наблюдения);

• связи (группы, звенья);

• медицинские (отряды санитарных дружин, санитарные дружины, санитарные посты);

• аварийно-технические команды;

• противопожарные (команды, отделения, звенья);

• охраны общественного порядка (команды, группы);

• звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (при наличии убежищ и укрытий).

В зависимости от наличия соответствующей базы могут также создаваться:

• команды обеззараживания;

• санитарно-обмывочные пункты;

• станции обеззараживания одежды и транспорта;

• подвижные пункты питания;

• другие формирования в зависимости от местных условий.

19. В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), вместо сводных команд (групп) создаются сводные команды (группы) радиационной и химической защиты.

20. В организациях лесного хозяйства, лесозаготовительных и других организациях, имеющих объекты в лесу, независимо от их ведомственной принадлежности создаются лесопожарные формирования (команды, отделения).

Лесопожарные команды (отделения) создаются на базе пожарно-химических станций, штатных пожарных команд организаций и населенных пунктов, расположенных в лесных массивах или вблизи них.

21. На угольных, сланцевых и других шахтах, где ведется добыча полезных ископаемых, формирования общего назначения и служб гражданской обороны создаются в целях:

• решения задач гражданской обороны на поверхности силами рабочих и служащих наземного комплекса работ;

• решения задач гражданской обороны под землей – силами рабочих и служащих подземного комплекса работ. К этим формированиям относятся вспомогательные горноспасательные команды и команды по обслуживанию убежищ (укрытий), расположенных в горных выработках. Их организация и состав определяются соответствующими начальниками гражданской обороны, исходя из возможностей и местных условий.

Существующие в организациях горной, химической, нефтехимической и ряда других отраслей экономики военизированные горноспасательные подразделения (части) должны учитываться как формирования гражданской обороны. В табели оснащения этих подразделений (частей) включается специальное имущество гражданской обороны.

22. В организациях водного транспорта, кроме формирований, указанных в статье 18, создаются морские (речные) аварийно-спасательные команды (группы), предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах.

Состав и организация этих формирований определяются соответствующими начальниками гражданской обороны, исходя из возможностей и местных условий.

23. В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны непосредственно в, своих организациях, кроме специальных ведомственных формирований, создаются спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические команды, а также другие формирования гражданской обороны в зависимости от наличия базы.

24. В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых как базы для развертывания территориальных формирований гражданской обороны общего назначения и специальных ведомственных формирований, создаются формирования служб гражданской обороны (группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ).

25. В организациях агропромышленного комплекса создаются формирования: сводные команды (группы), посты радиационного и химического наблюдения, санитарные дружины, санитарные посты, противопожарные (лесопожарные) команды (отделения, звенья), команды (группы) охраны общественного порядка, команды защиты сельскохозяйственных животных, команды защиты сельскохозяйственных растений, другие формирования.

26. В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются: аварийно-технические группы (звенья), звенья по обслуживанию убежищ н укрытий, посты радиационного и химического наблюдения и санитарные посты, группы (звенья) охраны общественного порядка.

27. В образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для решения задач гражданской обороны создаются объектовые формирования (спасательные команды, группы), а также (в зависимости от профиля учебного заведения) формирования служб гражданской обороны (противопожарные, медицинские, связи и др.).

28. Часть формирований решением соответствующего начальника гражданской обороны может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пораженным (раненым) и выполнения других возложенных на них задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.

II. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ

29. Личный состав формирований комплектуется за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и военное время.

Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин – от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II, III, групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее и высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

В состав объектовых формирований зачисление трудоспособных граждан производится приказом соответствующего руководителя организации, а в состав территориальных – совместным приказом соответствующего начальника гражданской обороны и начальника гражданской обороны организации.

Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30. Организации, создающие формирования, определяются:

• федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых эти организации располагаются;

• органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

31. Расчёты потребности в формированиях:

а) разрабатываются:

• для территориальных формирований общего назначения и служб гражданской обороны (кроме медицинских) – органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых эти формирования создаются;

• для медицинских формирований – органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по согласованию с соответствующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

• для объектовых формирований – структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны;

б) утверждаются:

• для территориальных формирований общего назначения и служб гражданской обороны – соответствующими начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

• для объектовых формирований – начальниками гражданской обороны организаций, на базе которых создаются формирования.

Примерный расчет создания территориальных и объектовых формирований представлен в приложении 1 и 2.

III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ ТЕХНИКОЙ И ИМУЩЕСТВОМ

32. Формирования оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах.

Обеспечение формирований техникой и имуществом согласно предусмотренных штатных перечней осуществляется за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности, а при их отсутствии или недостаточном количестве – за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других организаций.

Закрепление за формированиями специальной техники и имущества других организаций производится на договорной основе при участии соответствующих федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственная передача специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей степени готовности гражданской обороны.

33. Обеспечение формирований техникой и имуществом по номенклатуре, установленной МЧС России, осуществляется централизованно. Распределение фондов специальной техники и имущества производится МЧС России по заявкам федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.

Основными видами специальной техники и имущества централизованного снабжения по номенклатуре, установленной МЧС России, являются:

• средства индивидуальной защиты;

• дозиметрическая аппаратура;

• приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля;

• средства связи и оповещения;

• индивидуальные средства медицинской защиты.

IV. РАЗРАБОТКА ШТАТНЫХ ПЕРЕЧНЕЙ ФОРМИРОВАНИЙ, НОРМ ИХ

ОСНАЩЕНИЯ И УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЙ

34. Штатные перечни и нормы оснащения формирований разрабатываются:

• для территориальных формирований (кроме медицинских) – органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых создаются эти формирования и утверждаются соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• для объектовых формирований – структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и утверждаются руководителями этих организаций;

• для медицинских формирований – Министерством здравоохранения Российской Федерации и утверждаются его руководителем.

Штатные перечни и нормы оснащения формирований до утверждения согласовываются с соответствующими вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, а территориальных формирований – и с организациями, на базе которых они создаются.

35. Организационная структура формирований может уточняться лицами, которым предоставлено право утверждения штатных перечней, в зависимости от местных условий, структуры организаций, особенностей производства, рода деятельности, наличия транспорта, техники и имущества, численности рабочих, служащих и учащихся, подлежащих зачислению в формирования. При этом не должны изменяться предназначение и объем задач, возлагаемые на формирования.

36. Разработка штатных перечней формирований осуществляется в соответствии с прилагаемыми примерными типовыми схемами организации формирований (приложение 3) и нормами оснащения этих формирований (приложение 4).

Учет формирований ведется в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях и организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

V. ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЙ

37. Готовность формирований проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях гражданской обороны.

В ходе выполнения указанных мероприятий определяются:

• реальность расчетов по созданию формирований;

• готовность формирований и их способность решать задачи гражданской обороны;

• соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач и производственной деятельности объектов;

• обеспеченность формирований средствами индивидуальной зашиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок их хранения и готовность к использованию;

• время сбора формирований и выхода их в район сосредоточения и к объектам ведения работ.

38. Проверки готовности формирований (территориальных и объектовых) к выполнению задач гражданской обороны осуществляются:

• по согласованию с соответствующими начальниками гражданской обороны представителями МЧС России по предписанию Министра или его заместителей – в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях;

• начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований лично или другими лицами по их поручению – во всех организациях, находящихся в сфере их ведения;

• начальниками гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и федеральных служб гражданской обороны, а также должностными лицами по их указанию – в подведомственных им организациях.

39. Расходы на проведение проверки готовности формирований, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

40. Допуск лиц для проверки готовности формирований в организации, имеющей особые ограничения, производится в соответствии с существующими положениями.

Приложения:

1. Расчет создания территориальных гражданских организаций гражданской обороны.

2. Расчет создания объектовых гражданских организаций гражданской обороны.

3. Примерные типовые схемы организационно-штатной структуры гражданских организаций гражданской обороны.

4. Нормы оснащения (табелизации) гражданских организаций гражданской обороны специальной техникой и имуществом.

5. Формы учета гражданских организаций гражданской обороны.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4722) 32-43-00
Приемная начальника Главного управления МЧС России по Белгородской области
8 (4722) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
oad@31.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)