Полномочия, задачи и функции Управления
Полномочия, задачи и функции управления надзорной деятельности и профилактической работы
ПОЛОЖЕНИЕ
об управлении надзорной деятельности и профилактической работы
Главного управления МЧС России по Белгородской области (приложение к приказу Главного управления МЧС России по Белгородской области от 21.11.2014 № 557)
I. Общие положения
1. Настоящее положение определяет основные задачи, функции и организационно - правовые аспекты деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Белгородской области (далее – управление надзорной деятельности и профилактической работы).
2. Управление надзорной деятельности и профилактической работы является структурным подразделением Главного управления МЧС России по Белгородской области (далее – Главное управление).
3. В своей деятельности управление надзорной деятельности и профилактической работы, его структурные подразделения руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, Центрального регионального центра МЧС России, изданными в пределах полномочий, предоставленных МЧС России, а также настоящим Положением.
4. Руководство деятельностью управления надзорной деятельности и профилактической работы осуществляет должностное лицо, назначаемое на должность и освобождаемое от должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
5. Структура управления надзорной деятельности и профилактической работы:
отдел (государственного пожарного надзора и профилактической работы);
отдел (дознания и административной практики);
отделение (государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций);
территориальные отделы (отделения) надзорной деятельности.
6. Деятельность отделов (отделения) управления надзорной деятельности и профилактической работы и его территориальных отделов (отделений) регламентируется Положениями о них, утверждаемыми заместителем начальника Главного управления – начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы.
7. Деятельность управления надзорной деятельности и профилактической работы осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов вышестоящим.
8. Управление надзорной деятельности и профилактической работы осуществляет руководство территориальными отделами (отделениями) надзорной деятельности.
9. Деятельность от имени управления надзорной деятельности и профилактической работы осуществляют:
1) главный государственный инспектор Белгородской области по пожарному надзору, его заместитель – соответственно начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы и его заместители;
2) государственные инспектора Белгородской области по пожарному надзору – сотрудники управления надзорной деятельности и профилактической работы.
10. Главный государственный инспектор Белгородской области по пожарному надзору и его заместители, государственные инспектора Белгородской области по пожарному надзору имеют права и обязанности, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России.
11. Управление надзорной деятельности и профилактической работы имеет печать, штампы и бланки установленного образца со своим наименованием, номерные печати государственных инспекторов по пожарному надзору.
II. Основные задачи управления надзорной деятельности и профилактической работы
1.Основными задачами управления надзорной деятельности и профилактической работы являются:
- осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также посредством проведения профилактической работы среди населения по недопущению (снижению) пожаров и их последствий;
- осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области гражданской обороны, установленных законодательством Российской Федерации;
- осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательством Российской Федерации;
- систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, требований в области гражданской обороны, требований в области защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- анализ и прогнозирование состояния исполнения требований пожарной безопасности при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности, требований в области гражданской обороны и требований в области защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- системный анализ и контроль за производством дознания по уголовным делам, в порядке предусмотренной главой 32 УПК РФ, территориальными отделами (отделениями) области.
III. Основные функции управления надзорной деятельности и профилактической работы
Управление надзорной деятельности и профилактической работы в рамках своей компетенции:
- организует и проводит проверки деятельности по соблюдению требований пожарной безопасности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты;
- организует реализацию комплекса превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
- организует и осуществляет государственный надзор за выполнением территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- организует и осуществляет государственный надзор за выполнением территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
- ведёт в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях;
- осуществляет официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
- осуществляет взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти Белгородской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- рассматривает обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
- принимает участие в работе комиссий по установлению причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и комиссий по проведению пуско-наладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасных объектов в эксплуатацию;
- осуществляет деятельность, в пределах установленных полномочий, по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности;
- организует (осуществляет) ведение реестров сведений, связанных с процессами предоставления государственных услуг МЧС России, и предоставляет государственные услуги, в рамках компетенции, в информационной системе «Госуслуги».
IV. Полномочия управления надзорной деятельности и профилактической работы
Управление надзорной деятельности и профилактической работы при исполнении государственных функций по надзору уполномочено:
- проводить проверки деятельности организаций (в т.ч. в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления) и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности;
- проводить проверки выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны субъектами надзора;
- проводить проверки выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами надзора;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа надзорной деятельности о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования;
- проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
- привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации;
- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
- выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (в том числе в отношении реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществлять полномочия, предусмотренные ст. 40.1 УПК РФ по отношению к подчиненным дознавателям, в т.ч. производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
- вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применять до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара;
- составлять протоколы об административных правонарушениях в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц к действиям в случае их возникновения, в т.ч. за правонарушения в области обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- составлять протоколы об административных правонарушениях в области гражданской обороны;
- вести учет объектов надзора в области пожарной безопасности, субъектов надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- вносить в органы государственной власти Белгородской области, местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- вносить в органы государственной власти Белгородской области, органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- принимать решение о согласовании или о необходимости доработки специальных технических условий для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности;
- осуществлять подготовку заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- принимать участие в работе комиссий по установлению причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и комиссий по проведению пуско-наладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасных объектов в эксплуатацию;
- руководить, контролировать и координировать работу территориальных отделов (отделений) управления надзорной деятельности по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору;
- вести самостоятельно учет сведений и анализ деятельности нижестоящих органов надзора, обобщать полученную от подчиненных территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности информацию по учету и анализу;
- вести официальный статистический учет пожаров;
- информировать органы государственной власти Белгородской области, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов защиты (надзора), по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организовывать контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними;
- организовывать учет и проверку соответствия заполнения поступивших деклараций пожарной безопасности на объекты защиты установленным формам, их регистрацию в установленном порядке;
- проводить работу с письмами и обращениями органов власти, организаций и граждан;
- при осуществлении надзорных функций проводить работу по проверке соответствия исходных данных в расчетах по оценке пожарного риска (независимой оценке пожарного риска), применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- рассматривать письменные заявления организаций и граждан, являющихся соискателями лицензий либо лицензиатами в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, о выдаче заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
- рассматривать межведомственные запросы из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющих государственные услуги;
- осуществлять контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований;
-осуществлять проверки соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям;
- осуществлять ведение реестров сведений, связанных с процессами предоставления государственных услуг МЧС России, предоставляемых в рамках информационной системы «Госуслуги», в соответствии с компетенцией управления надзорной деятельности;
- проводить консультации по исполнению государственной функции и вопросам, входящим в компетенцию органов надзорной деятельности;
- организовывать проведение аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям;
-проводить мониторинг применения обязательных требований пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- взаимодействовать со средствами массовой информации по освещению обстановки с пожарами, пожарной профилактики и надзорной деятельности;
- вносить в установленном порядке предложения по подбору и расстановке кадров, осуществляющих надзорную деятельность;
- организовывать профессиональную подготовку должностных лиц управления надзорной деятельности;
- вести в установленном порядке делопроизводство.
V. Заместитель начальника Главного управления – начальник
управления надзорной деятельности и профилактической работы
1. Руководство управлением осуществляет должностное лицо, назначаемое на должность и освобождаемое от должности в установленном порядке.
2. Начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы:
- организует и руководит деятельностью управления надзорной деятельности и его структурных подразделений
- выносит распоряжение о закреплении объектов (субъектов) надзора управления и иные распоряжения, относящиеся к организации работы в управлении надзорной деятельности и профилактической работы и его структурных подразделений;
- назначает и проводит проверки деятельности органов исполнительной власти Белгородской области, организаций и граждан по обеспечению пожарной безопасности (в том числе соискателей лицензии), выполнению требований гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организует деятельность по профилактике пожаров и их последствий;
- выдает организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений, в т.ч. реализуемой продукции;
- являясь начальником органа дознания в порядке ч.4 ст. 40 УПК РФ организует работу по производству дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
- организует работу по статистическому учету пожаров;
- составляет протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривает дела об указанных административных правонарушениях и принимает меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применяет до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара;
- составляет протоколы об административных правонарушениях в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц к действиям в случае их возникновения, в т.ч. за правонарушения в области обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- составляет протоколы об административных правонарушениях в области гражданской обороны;
- организует и проводит работу с письмами и обращениями органов власти, организаций и граждан;
- отменяет (изменяет) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору;
- вносит в органы государственной власти Белгородской области предложения об установлении особого противопожарного режима на территории субъекта;
- организует контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними;
- организует учет и проверку соответствия заполнения поступивших деклараций пожарной безопасности на объекты защиты установленным формам, их регистрацию в установленном порядке;
- организует контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и проверку соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям;
- организует работу по ведению реестров сведений, связанных с процессами предоставления государственных услуг МЧС России;
- утверждает заключения по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- принимает участие в работе комиссий по установлению причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и комиссий по проведению пуско-наладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасных объектов в эксплуатацию;
- принимает решение о согласовании или о необходимости доработки специальных технических условий для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности;
- организует работу по рассмотрению межведомственных запросов из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющих государственные услуги;
- вносит в органы государственной власти Белгородской области предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организует подготовку положений об отделах управления и территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности и утверждает их, распределяет обязанности между отделами управления и сотрудниками управления и утверждает их;
- готовит предложения начальнику Главного управления по внесению изменений в положение об управлении;
- готовит предложения начальнику Главного управления по внесению изменений в штатные расписания управления и подчиненных подразделений в пределах утвержденных лимитов численности;
- готовит в пределах своей компетенции, в установленном порядке предложения в проекты законодательных и иных нормативных правовых актов области по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности;
- организует работу территориальной аттестационной комиссии должностных лиц органов надзорной деятельности области и является её председателем;
- обеспечивает подбор и расстановку личного состава управления и подчиненных подразделений, их профессиональную подготовку, соблюдение законности и дисциплины;
- организует взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями по вопросам, отнесенным к компетенции управления надзорной деятельности;
- по решению начальника Главного управления представляет в установленном порядке управление надзорной деятельности в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах государственной власти области, органах местного самоуправления и организациях;
- несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, и создание условий, обеспечивающих правильное использование специальной связи;
- организует и непосредственно осуществляет индивидуальную воспитательную работу с подчиненными сотрудниками;
- организует планирование, осуществляет контроль за работой сотрудников управления, принимает меры по повышению эффективности работы, укреплению дисциплины и морально-психологического климата в коллективе;
- вносит предложения начальнику Главного управления по вопросам совершенствования работы управления, распространению положительного опыта работы;
- вносит предложения начальнику Главного управления о поощрении и наказании сотрудников.
3. Начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы имеет права и обязанности, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России.
4. Начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы несет персональную ответственность за:
- обеспечением выполнения возложенных задач и функций;
- деятельностью личного состава управления и его территориальных отделов (отделений) по неукоснительному выполнению требований нормативных документов по направлениям осуществления надзорной деятельности;
- организацией защиты сведений, составляющих государственную тайну, и создание условий, обеспечивающих правильное использование специальной связи.
VI. Организация деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы
1. Непосредственное руководство направлениями повседневной деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы в соответствии с распределением обязанностей осуществляют начальник управления, его заместители, начальники отделов (отделения) управления.
2. Организационной основой деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы являются планы работ вышестоящих органов МЧС России, а также планы основных мероприятий Главного управления, планы управления надзорной деятельности и профилактической работы, планы проведения проверок, планы-графики государственных инспекторов по надзору.