Интервью с ветераном пожарной охраны Александром Викторовичем Солодовниковым
В юбилейный год спасательного ведомства сотрудники Главного управления МЧС России по Белгородской области присоединяются к акции «30 вопросов спасателю», в рамках которой рассказывают о своих трудовых буднях.
Сегодня, героем рубрики стал Солодовников Александр Викторович - ветеран МЧС России. На его кителе находятся многочисленные ведомственные и государственные награды, а в служебной характеристике написано: «За период прохождения службы зарекомендовал себя умелым организатором и грамотным специалистом». Несмотря на все награды, Александр Викторович скромно говорит, что просто делал свою работу, которая всегда была по душе.
Как Вы попали в МЧС?
Я пошёл в армию – срочником в пожарную охрану. Тогда пожарная охрана входила в структуру МВД. Отслужил два года и понял, это моё - интересная, захватывающая работа и чувство того, что ради спасения жизни людей надо и стоит рисковать. С 2002 года продолжил службу в системе МЧС и этому очень рад. В семье я не первый огнеборец, у меня отец и оба дяди были начальниками пожарных частей. Думаю, так судьба распорядилась.
Расскажите про свой первый выезд.
Первое воспоминание дольно тяжелое. Этот случай произошел ещё во время службы в Москве. Девушка сорвалась с крыши дома, и мы снимали её тело с козырька подъезда. Да, в нашей профессии бывают и такие трагические случаи - не всегда получается спасти.
А веселые случаи были у Вас?
В нашей работе бывали разные ситуации, как пугающие, так и смешные. В Москве выехали на пожар, заходим звеном, и видим - лежит в комнате человек на полу, возле дивана, балкон открыт, всё в дыму. Мы подумали: Всё! Вынесли тело на лестничную площадку и принялись тушить. Когда с огнём и дымом было покончено, и мы собрались уже выходить, как вдруг заходит в комнату наш «оживший» покойник и говорит: «Где мои очки?». Сказать, что мы замерли и обомлели – это ничего не сказать. Выяснилось, что мужчина был не совсем в адекватном и трезвом состоянии, и не задохнулся только потому, что была открыта балконная дверь, а он лежал на полу. Мы потом долго вспоминали эту историю и смеялись. Благо, все живы остались.
У Вас есть «Медаль за отвагу на пожаре», расскажите, как Вы ее получили?
Я получил ее за спасение людей из горящего дома в Белгороде. Мы тушили квартиру в 9-этажном доме на 7-м этаже, которая полностью горела. Дом хоть многоэтажный, но старой постройки, пожарных выходов не было, и жильцы с 6-го по 9-й этажи были отрезаны от путей эвакуации. Случился пожар рано утром, все конечно спали, из квартир мы тогда вынесли около 70 человек. Как выяснилось, горела трёхкомнатная квартира, которую поджёг случайно или умышленно неблагополучный сын хозяина
Тяжело ли Вам морально переносить работу?
Психика не железная. В экстренных ситуациях сознание вначале отключается. Когда на это всё смотришь, становится страшно, но только на несколько секунд. Потом обязательно нужно собраться и подавить все эмоции, ведь от твоих действий зависит человеческая жизнь, а то и не одна.
Каждый пожар – это трагедия. У Вас были случаи, которые Вы не сможете забыть?
Никогда не забуду крушение на станции Ельниково. Это был декабрь 1990 года. Мы работали в специализированной пожарной части №5, которая занималась тушением крупных пожаров, ликвидацией катастроф и стихийных бедствий. Мы курировали северо-запад Москвы и Московской области, Воронежский, Курский, Белгородский и Орловский регионы. Часть у нас была хорошо обученная – туда набирали ребят, которые имели опыт работы и проходили службу в армии в пожарных частях. Приняли вызов и поехали. Оказалось, это столкновение двух пассажирских поездов и одного грузового, перевозившего цистерны с изопентановой фракцией (химическое вещество, которое применяется для производства каучука, автомобильного и авиационного бензинов). Случилось это в Прохоровском районе на станции Ельниково.
Специалисты, которые приехали из Москвы, рассказали, что цистерны не должны были взрываться, но удар от столкновения был такой силы, что у них отлетели заглушки, лист полностью оторвался и в радиусе 100 метров остался только пепел. Это была страшная авария, которая на всю жизнь останется в моей памяти. Огонь, который нещадно убивает всё живое. От человека остаётся только тень.
У Вас помимо «Медали за отвагу на пожаре», есть орден «Красной звезды». Расскажите, как Вы его получили?
Орден «Красной звезды» дают за особые заслуги во время боевых действий. Руководство посчитало, что на станции Ельниково было именно так. Конечно, я был горд за себя, потому, что смог сконцентрироваться и спасти, пусть не всех, но большую часть людей.
Александр Викторович Солодовников - человек смелый и благородный, но при всём при этом невероятно скромный. Он из поколения людей советской закалки, которые не хвалились и не афишировали свои подвиги, а, как они говорят, выполняли свой долг. Он герой, хотя и старается избегать этого слова.