Ответы на поступившие вопросы по докладам, а также в ходе проведения мероприятия

Ответы на проблемные вопросы правоприменительной практики, возникающие при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, лицензионного контроля при осуществлении деятельности по тушению пожаров, деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, поступившие до и во время проведения публичных обсуждений

 

1. Есть ли единый нормативный правовой документ, в которым были бы изложены все основные требования по обеспечению пожарной безопасности для руководителя или собственника объекта?

Ответ: В настоящее время такой нормативно-правовой акт есть, это Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме». Проще говоря – «Правила противопожарного режима», которыми необходимо руководствоваться всем руководителям и собственникам объектов. В первом разделе изложены все общие требования пожарной безопасности. Рекомендую всем руководителям и собственникам объектов иметь данный документ как рабочую книгу. Данный документ также размещён на Интернет – сайте Главного управления.

Также, федеральный закон от 22.08.2007 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Вместе с этим Проделана значительная работа по реализации сокращения количества обязательных требований, а также их актуализация и систематизация.

Внесены изменения в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, позволяющие реализовать возможность выбора наиболее оптимальных и обоснованных вариантов противопожарной защиты объектов (244-ФЗ).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. принятТехнический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения». В последующем предусматривается разработка межгосударственных стандартов, устанавливающих единые требования и методы испытаний.

2. Кто в праве изменять ранее присвоенную объекту категорию риска?

Ответ: Данные требования изложены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», а также постановление правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Отнесение объектов защиты к категориям риска осуществляется: решением главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска; решением главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) по месту нахождения объекта защиты - при отнесении к иным категориям риска.

3. Как учитываются при планировании и проведении проверок проведенная в отношении объекта защиты независимая оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (НОР)?

Ответ: В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» планирование проверок органами надзорной деятельности МЧС России осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска и соответствующей данной категории риска периодичностью.

Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, подтвержденные путем независимой оценки пожарного риска (далее – НОР) учитываются надзорными органами только как динамический показатель отнесения объекта защиты к определённой категории риска, позволяющий перейти в категорию более низкой (высокой) опасности в зависимости от сделанных аудитором выводов.

На основании изложенного, в случае поступления в орган надзорной деятельности НОР до утверждения ежегодного плана плановых проверок, объекту защиты присваивается более низкая (высокая) категории риска, в соответствии с которой объект защиты планируется к проведению плановой проверки, с момента окончания последней плановой проверки, ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения класса его функциональной пожарной опасности. В случае если НОР поступил в орган надзорной деятельности до утверждения ежегодного плана плановых проверок, проверка в отношении данного объекта проводится в части касающейся режимных требований пожарной безопасности.

4. Необходимо ли переоформлять лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 6 октября 2017 №1219

Ответ:

Согласно части 6.1 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона № 99-ФЗ, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

В случае, если нормативным правовым актом Российской Федерации изменяется только редакция наименования лицензируемого вида деятельности или работ и услуг, его составляющих, при условии сохранения, предъявляемых к ним лицензионных требований, проведение проверки их соблюдения не требуется.

Одновременно сообщается, что Федеральным законом № 99-ФЗ
не установлен срок направления лицензиатом заявления о переоформлении лицензии в вышеуказанном случае.

Учитывая изложенное, переоформление лицензии возможно осуществлять по мере необходимости, в том числе при наличии иных оснований для переоформления лицензии в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ.

5. Порядок проведения регистрации маломерных судов

Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.";

 Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов:

1) заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги;

2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство;

3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему:

справка-счет;

товарный чек;

договор купли-продажи или дарения;

свидетельство о праве на наследство;

судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации;

документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств;

иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации.

Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык).

Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом.

Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна.

Для государственной регистрации судна, принадлежащего юридическому лицу, дополнительно представляются:

- подлинники и копии документов, подтверждающие его государственную регистрацию как юридического лица;

- справка о наличии на его балансе регистрируемого судна;

копия приказа руководителя о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна;

- надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, представляющее материалы для государственной регистрации судна.

6. Порядок проведения аттестации судоводителей

При аттестации осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном и прием экзаменов экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам в составе Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации, по результатам которой судоводителям выдаются удостоверения на право управления маломерным судном (далее – удостоверения).

К сдаче экзаменов на право управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами и имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку в объеме не ниже типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, разрабатываемой Государственной инспекцией.

Для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию представляются следующие документы:

- заявление на бланке личной карточки судоводителя);

- медицинская справка о годности к управлению маломерным судном;

- две фотографии размером 3 x 4 см;

- документ, удостоверяющий личность судоводителя (предъявляется в день сдачи экзаменов).

Судоводители, не представившие требуемые документы в полном объеме, к сдаче экзаменов не допускаются.

Решение о допуске к сдаче экзаменов судоводителей после самостоятельной подготовки (экстерном) принимает Главный государственный инспектор по маломерным судам субъекта Российской Федерации по представлению председателя экзаменационной комиссии.

Принятое решение о допуске судоводителя к сдаче экзаменов оформляется письменно на бланке личной карточки судоводителя с объявлением ему места, даты и времени заседания экзаменационной комиссии.

В случае отказа в допуске к сдаче экзаменов, личная карточка судоводителя с указанием в ней причин отказа вместе с представленными документами возвращается судоводителю.

Поступившие заявления судоводителей о несогласии с причинами отказа в допуске к сдаче экзаменов рассматриваются Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации в 5-дневный срок со дня их поступления.

Результаты экзаменов оформляются соответствующей записью экзаменаторов в личной карточке судоводителя («зачет» или «незачет»).

Лица, получившие «незачет», допускаются к переэкзаменовке, как правило, не ранее чем через 7 дней.

Лица, предъявившие дипломы (свидетельства) на право занятия судоводительских должностей, а также дипломы яхтенных капитанов, удостоверения яхтенных рулевых, судоводительские национальные или международные документы, от сдачи экзаменов на право управления соответственно моторным или парусным маломерным судном освобождаются. Выдача этим лицам удостоверения производится по результатам собеседования с ними на заседании экзаменационной комиссии в объеме требований правил пользования маломерными судами.

Личные карточки судоводителей с результатами экзаменов (собеседования) сдаются секретарю экзаменационной комиссии.

Секретарь комиссии после оформления результатов сдачи экзаменов информирует экзаменующегося о порядке получения удостоверения и условиях проведения проверки навыков практического управления маломерным судном, а при необходимости – порядке переэкзаменовки.

Личная карточка судоводителя с внесенными результатами экзаменов (собеседования) выдается на руки экзаменующемуся.

7. Должны ли проверки по пожарной безопасности, надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводиться одновременно или могут проводиться в разное время?

Проверки в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут проводиться в отношении одного юридического лица как одновременно, так и в разные сроки с учетом оснований, предусмотренных статьями 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Так, плановые проверки надзорными органами МЧС России осуществляются плановые проверки одновременно с учетом соблюдения периодичности, установленной федеральным законодательством. Внеплановые проверки проводятся на основании установленных предписаниями сроков.

8. Кто выносит постановление по делу об административном нарушении в области гражданской обороны?

КоАП РФ Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, входят органы, осуществляющих государственный ветеринарный, техносферный, промышленный, экологический и др. виды надзора.

В соответствии с главой 23 КоАП РФ   Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.5 - 20.7.

 

 

 

 

 

 

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4722) 32-43-00
Приемная начальника Главного управления МЧС России по Белгородской области
8 (4722) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
oad@31.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)