Правоприменительная практика
Вопросы правоприменения надзорных органов представляют чрезвычайную важность для бизнеса и общества в целом.
Проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» 21 февраля текущего года утвержден паспорт приоритетного проекта МЧС России.
Основой данной реформы является:
отказ от тотального надзора, проведение плановых проверок на основе риск-ориентированного подхода;
применение мер административного понуждения в исключительных случаях, связанных с угрозой жизни и здоровья граждан, угрозой возникновения пожара и иной чрезвычайной ситуации;
максимальная доступность и понятность надзорных процедур;
высокое качество проведения профилактических мероприятий;
консультирование и разъяснение предпринимателям и гражданам всех вопросов, связанных с формированием культуры безопасности.
Оценка эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, формируется исходя из показателей снижения причинённого ущерба и нанесенного вреда.
Кроме этого, с учетом положений Федерального закона от 03.07.2016 года № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», устанавливается замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением за впервые совершенные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровья людям, а также отсутствия имущественного ущерба.
Стоит отметить, что меры административной ответственности в виде административного штрафа применяются в основном за грубые нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью людей.
Кроме этого, во избежание необоснованных административных наказаний организациям, в том числе, относящимся к категории малого бизнеса, в случае нарушения требований пожарной безопасности юридическими лицами, которые создали угрозу жизни и здоровью людей составление административных материалов с вынесением соответствующего решения производится правами главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации и его заместителями.
С учетом основных направлений развития надзорных органов МЧС России, территориальные подразделения надзорной деятельности Белгородской области в первую очередь сосредоточены на показателях, характеризующих качество принимаемых по результатам проверок решений, а именно на всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела и его разрешении в соответствии с Законом, что фактически исключило возможность обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, привлеченными лицами в судебные органы, а также вышестоящим должностным лицам.
Стоит отметить изменение отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.05.2017 № 100-ФЗ.
Так, в соответствии с указанным Федеральным Законом в ст. 20.4 КОАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) части 3, 4, 5 и 8 утратили силу, а часть 1 и 2 изложены в новой редакции.
Кроме этого, в соответствии со ст. 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 и 6.25 КоАП РФ.
Ст. 6.25 КоАП РФ особенно актуальна при осуществлении проверочных мероприятий в отношении организаций, т.к. регламентирует требования к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнению обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Часть 4 Ст. 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении :
В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.